Голубиная песня Пабло Пикассо
Голуби всегда присутствовали в жизни Пикассо, и их повадки и характер Пикассо знал как никто не другой. Его отец, Хосе Руиса Бласко, был учителем рисования, и очень часто рисовал голубей. Чтобы приобщить сына к живописи, он просил сына дорисовывать лапки голубей. Позднее, Пикассо даже держал голубятни. Однако Пикассо знал, что по характеру голубь – довольно жестокая и своенравная птица. Так почему же именно Пикассо стал автором самого известного символа мира – “Голубя мира”?
Отец Пикассо, Хосе Руиса Бласко, был учителем рисования и страстным любителем птиц. Он держал голубятню и специализировался на реалистичном изображении голубей. Когда Пабло научился держать в руках кисть, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. Его картина «Ребенок с голубем», написанная им в 1901 году, скорее всего, вызвана переживаниями из детства, и в какой-то мере, мы можем представить, что ребенок на картине – это маленький Пабло.
В дальнейшем, Пикассо напишет не одну картину, где цетральное место будет занимать именно голубь. Например, в 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской в Париже. Белый голубь – это Мари-Терез Вальтер, а черный, соответственно – Дора Маар. Пикассо видел в голубе сильную, жестокую и своенравную птицу, несмотря на ее кажущуюся хрупкость и беззащитность.
В 1949 году к Пикассо зашел Луи Арагон, французский поэт и член коммунистической партии. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Ему понравилась литография Пикассо с изображением голубя. Литография получилась очень красивой и играла цветами и оттенками серого. Кроме того, это было изображение миланского голубя, подаренного Пикассо Анри Матиссом. В отличие от обычных голубей, у миланского голубя лапки были полностью покрыты перьями, что смотрелось очень красиво и необычно. Именно этого голубя Арагон решил сделать символом мира.
Многие задумаются, а почему именно голубь, а не лебедь или жаворонок? На самом деле, образ голубя уже давно воспринимается нами как символ надежды. Голубь появляется в мифах Древнего Рима, когда голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
Голубь очень прочно связан с христианством, ведь именно он принес оливковую ветвь на корабль Ноя в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Кроме того, Голубь — символ Святого Духа. Это было официально принято отцами церкви на соборе в Константинополе в 536 г. По одной из легенд, к кардиналу, избранному Папой, прилетели в церковь два голубя и сели на его плечи. С тех пор Пап нередко изображают с двумя голубями на плечах. В мусульманстве голубь также очень почитается, поскольку он помог Магомету спастись от погони.
Сам Пикассо никогда не считал, что именно голубь должен стать символом мира, однако, он не стал возражать против выбора Арагона. Он лишь саркастически заметил: «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
Несмотря на свои саркастичные высказывания о голубе, как о символе мира, Пикассо был борцом за мир. Будучи свидетелем гражданской войны на своей родине в Испании, он знал об ужасах войны не по наслышке. 26 апреля 1937 года баскский городок Герника подвергся авиабомбардировке самолетами фашистов и практически был полностью стерт с лица земли. При бомбежке было убито более 1600 человек. В том же году испанское правительство заказало Пикассо картину “Герника” (исп. Guernica), чтобы показать ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Это полотно об ужасах войны стало одним из самых громких высказываний Пикассо в защиту мира. Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию “Герники”, спросил: “Это вы сделали?”. “Нет” – ответил художник – “это сделали вы”.
Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем – дочку назвали Палома, что по испански означает —голубка.
После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом мирного движения. Художник в последствии сделал еще несколько вариантов своей голубки мира. Из полноценного реалистичного изображения голубь был позже развит художником в простой, графический линейный рисунок, понятный всем, независимо от вероисповедания и культурных особенностей.
Рисунок стал своеобразной вершиной «голубиного» ряда мирной символики, сыграв важную роль в пацифистской пропаганде 50-60 годов XX века. В международной политике слово “голубь” стало общепринятым названием-синонимом сторонников согласия и компромисса, мирных решений возникающих проблем; в отличие от “ястребов” — сторонников радикализма, крутых мер и “железной руки”.
Пикассо сыграл значимую роль в антивоенных выступлениях по всему миру. Главное высказываие, которое заключается во всех его картинах, посвященных войне, можно выразить его же словами: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны».
Если вы хотите научиться рисовать голубя мира в манере великого Пикассо, то на на нашей странице Уроки Рисования вы сможете найти подробную инструкцию, как нарисовать голубя мира. На самом деле, этот схематичный рисунок очень легко нарисовать. Попробуйте сами, и нарисуйте своего голубя мира в своем индивидуальном стиле!