3 важных момента при построении композиции вашего рисунка
Что такое композиция? Зачем она нужна? Композиция — это способ размещения персонажей и деталей на вашем рисунке. Именно композиционное размещение оказывает большой эффект на зрителя. Все в рисунке должно выражать одну идею, каждая деталь должна быть на своем месте. Именно композиционное построение делает картину картиной, иначе это бы был просто набор вещей и людей. На данном этапе вы решаете, в какую среду, в какое окружение поместить вашего героя, и какие отношения будут у него с этим окружением.
1 момент: делайте свои рисунки объемными.
Чтобы рисунок был более привлекательным, в нем должно быть что-то там в глубине, притягивающее взгляд. Расстояние между передним и задним планом на рисунке поможет создать ощущение глубины. Одним из средств создания глубины в рисунке является дорога. Она как бы увлекает зрителя за собой. Появляется загадка, а что там, за поворотом? Любая дорога должна сходиться в одну точку на линии горизонта. Вообще, линия горизонта, как и другие горизонтальные предметы, создают ощущение спокойствия.
Наложение одних предметов на другие еще один способ создать глубину на рисунке. Предметы, которые дальше, изображаются более маленькими и перекрываются более близкими предметами, тогда мы понимаем, что там, в дали что-то есть и пытаемся это рассмотреть. Однако, чем предмет ближе к зрителю, тем он более заметен и более бросается в глаза, а чем он дальше, тем он менее заметен. Поэтому на передний план обычно помещают важные с точки зрения композиции детали, то что мы хотим, чтобы было замечено, на чем мы ставим акцент.
2 момент: не забывайте о декорациях.
Декорации могут стать ориентиром для зрителя. Например, подумайте, что у вас ассоциируется с поваром. Наверное, это колпак на голове, поварешка в руках, кастрюля с кипящей водой на плите. А что характерно для комнаты подростка? Какие-то картинки с популярными звездами на стенах, любимая мягкая игрушка, магнитофон и наушники, компьютер. Тщательно продумайте, какими вещами вы окружите вашего персонажа. Но помните, что не стоит перегружать рисунок деталями. Только самое важное и необходимое.
3 момент: используйте симметрию и асимметрию.
При симметрии все части рисунка выделены одинаково. Ничего не смещено, ничего не акцентируется. Симметричные рисунки вызывают ощущение спокойствия и расслабленности. Асимметричные рисунки вызывают ощущение напряжения. Чем больше асимметрии, тем больше напряжение. Но именно такое напряжение может сделать рисунок более живым. Тема вашего рисунка, то, что вы хотите им передать, определят быть ему симметричным или нет. Асимметричные рисунки смещены относительно осей симметрии. Какая-то часть рисунка оказывается более перегруженной деталями или героями. Тогда внимание зрителя переключается именно в ту часть рисунка, и возникает какое-то напряжение, неуверенность, неустойчивое положение.
Чтобы добиться более четкого результата и максимального эффекта при построении композиции, выполните разделение листа еще на этапе чернового наброска. Отметьте передний, средний и задний планы и то, что будет на них изображено. Обозначьте линию движения персонажа или персонажей. Проведите линии симметрии, продумайте декорации. Все это поможет вам, даже если в рисунке большое количество действующих лиц.
И еще несколько слов напоследок. Некоторые художники пытаются передать фон и реквизит через чур реалистично, прорисовывая все мелкие детали. Часто это перегружает композицию. Помните, что рисованный мир — это только интерпретация настоящего, поэтому не бойтесь упрощать, преувеличивать, так чтобы все было максимально просто и эффективно.